Агафон Огуменник

Дата в 2020 году 4 сентября 2020 года, Пятница
Церковное название: День почитания мученика Агафоника, также вспоминают в этот день мучеников Зотика, Феопрепия, Акиндина, Севериана, Зинон
Значение: Воспоминания деяний мученика Агафонника
Другие названия: Агафон, Агафонов день, Огуменник, Потехи лешего
Традиции: Ночная охрана снопов сена

Агафон Огуменник – праздник почитания мученика Агафоника, тесно переплетённый с языческими традициями. Церковь почитает в этот день мученика Агафоника. На Руси считалось, что в день 4 сентября леший выходит из леса, а ночью потешается над сеном, заготовленным на зиму. На Агафона Огуменника было принято охранять снопы от проделок лесного хозяина.

История праздника

История появления церковного праздника уходит в четвёртый век нашей эры. В это время жил Агафоник, прославившийся своей стойкостью во времена гонений на христиан. Он проповедовал учение об Иисусе Христе, что при правлении императора Максимиана воспринималось очень отрицательно.

Проповедник – выходец из зажиточной семьи города Никомидия. Агафоник хорошо знал Священные Писания и законы божьи. В течение своей жизни он обратил в христианство многих язычников, среди них были простые крестьяне и высокопоставленные сенаторы. Евтолмий, назначенный комитом в Причерноморскую часть страны, свою деятельность начал с расправы над учениками Зотика. Он убил последователей Зотика, а самого проповедника взял с собой. После комит схватил мученика Агафоника, Феопрепия, Акиндина и Севериана. Все они подверглись жестоким пыткам, которыми Евтолмий вынуждал их отказаться от новой религии. После истязаний только Агафоник мог продолжить путь, поэтому остальных Евтолмий умертвил. Агафоник предстал перед императором, который без долгих раздумий отдал приказ его казнить. Праведник принял свою смерть смиренно, с молитвой. Согласно этой истории,4 сентября почитается стойкость Агафоника, мученическая смерть других проповедников, пострадавших за распространение христианского учения.

Традиции и обряды

Христианство на Руси начало распространяться значительно позже четвёртого века нашей эры, многие церковные праздники накладывались на уже имевшиеся языческие. Четвёртого сентября по верованиям славян леший выходил из леса и причинял много вреда владениям крестьян. Поэтому крестьяне ночью выходили охранять огуменнок, так называли огороженное место, где хранили и обрабатывали зерно.

По преданию в этот день леший, облачившись в одежду, выходил из леса побаловаться. Он раскидывал сено и зерно, а люди, чтобы не потерять урожай, охраняли огуменнок.

Обряд охраны проходил по определённым правилам:

  • Специальная одежда, похожая на одежду лешего: кафтан наизнанку, завязанный красным поясом.
  • На месте мужики очерчивали круг, они верили, что леший никогда не переступит черту.

Приход праздника Агафоника ввёл новую традицию – просить помощи святого, чтобы оберегал.

Приметы

А этот день славяне наблюдали за погодой, солнечный день предсказывал такую же погоду до конца сентября. Для людей это означало, что можно пока не готовиться к приходу холодов. Тёплый день и летящая паутина – это хороший знак, тепло не отступит до декабря.

Ходить в лес в этот день было нежелательно, т. к. леший выходил осматривать свои владения и запутывал людей, которые не могли потом найти выход из леса. А если кто решился отправиться через лес и заметил, что грибов почти нет, а орехов много, то предупреждал односельчан ожидать холодную и снежную зиму.

Рождение ребёнка 4 сентября значило, что человек будет добрый и отзывчивый, но чуткий к обидам.

До праздника «‎Агафон Огуменник» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎Агафон Огуменник»