Егорий Вешний (Юрьев день)

Дата в 2020 году 6 мая 2020 года, Среда
Церковное название: Егорий Вешний, день памяти великомученика Георгия Победоносца
Значение: Начало летней страды, день кончины великомученика Георгия Победоносца
Другие названия: Егорьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли, Егорий Голодный
Традиции: Задобрение природы на хороший урожай, совершение обрядовых выходов в поле и обрядовых надоев

Юрьев день – престольный праздник и праздник села. Отмечается весной и осенью. Весенний день, отмечаемый 6 мая по новому стилю, называется Егорий Вешний. Связан он с открытием сельскохозяйственных работ, началом выпаса скота на пастбищах и наступлением летней страды. Праздник имеет религиозные корни, он основан как дань памяти великомученику святому Георгию.

История праздника

Егорий Вешний отмечается в день кончины Георгия Победоносца, причисленного к лику святых за подвиги и приверженность Христу.

Праздник зародился на заре становления христианства на Руси. В годы правления князя киевского Ярослава Владимировича в 11 веке был установлена осенняя дата поминовения Георгия Победоносца – 9 декабря, приуроченная к освящению храма Георгия Победоносца в Киеве. 23 апреля (6 мая по строму стилю) отмечается день кончины святого.

Считается, что Святой Георгий жил в Палестине в третьем веке, являясь солдатом Римской армии. Его казнили за непоколебимую веру в Христа.

Позднее в 15 веке Юрьев день на Руси стал прочно ассоциироваться с жизнью крестьян. Весенний праздник становился символом начала летней страды, осенний – был связан с переходом на зимний режим, сдачей отчетности барину, возможностью сменить место жительства в период до установления крепостного права.

При царе Иване III в 1497 году выходит Судебник – свод правил и положений, устанавливающих правоотношения людей, согласно которому крестьяне, работающие на барщине, могут уйти от господ только в течение двух недель – неделю до и неделю после Юрьева дня.

На Юрьев день подводили итоги завершения сельхозработ и проводить расчеты за выполненные обязательства. Именно благодаря празднику появляется выражение «объегорить», то есть обмануть при расчетах. А пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» связана с разочарованием народа, когда спустя сто лет Юрьев день перестал существовать, и крестьяне попадали в полное крепостничество.

Традиции и обряды

Юрьев день у славян издревле был связан с началом и завершением сельхозгода. Праздник посвящали поклонению Георгию Победоносцу, покровителю земледелия, выражению просьб об удачной охоте и урожае.

У восточных и южных славян существовали обряды и магические таинства, направленные на удобрение природы в период начала сельскохозяйственной деятельности.

В Егорьев день было принято выгонять скот на выпас, чтобы выпас был удачным, совершали ритуалы:

  • Обход и задабривание поля
  • Чествование пастухов
  • Приношение в жертву ягненка
  • Кувырки по посевам для повышения урожайности.

Чтобы увеличить надои совершали обрядовое доение: овцу украшали цветами и травами, также украшали бидон для молока. Первый надой обязательно отдавали предкам – дарили соседям или выливали в воду.

На Юрьев день было принято заготавливать травы, а также совершать обряды, укрепляющие здоровье:

  • Купание в росе на Юрьев день – к долголетию
  • Опоясывание зеленью – для сохранения здоровья на год вперед
  • Катание по земле – от злых духов
  • Росу собирали и использовали как живую воду для лечения.

На собранных стебельках трав гадали: если трава увядала к утру – быть болезни в семье, если сохранялась свежая – это к здоровью.

Юрьев день ознаменовал переход на другое питание – разрешалось есть молочные продукты и мясо, а также свежую зелень, которая к тому моменту уже появлялась. В праздник было принято готовить сыры, птицу, ягнятину – угощать соседей и гостей.

Приметы

Приметы Юрьев дня связаны преимущественно с сохранением здоровья, обеспечением благоприятного выпаса скота и хорошего надоя, а также удачного охотничьего сезона.

Плохой приметой до Юрьева дня считалось употребление молока, свежей зелени. Есть полагалось только овощи, оставшиеся с зимы. Молоко находилось под запретом, даже если у коровы погибал теленок, молоко все равно не пили – сливали в воду. Правило строго соблюдалось, чтобы в стаде был здоровый приплод.

Скот было важно оградить от хищников, поэтому к святому покровителю обращались с молитвой о защите скота на выпасе. Перед выпуском скотины в поле хозяйка произносила заговор: «Как этот заслон каждую ночь на своем месте стоит, так бы и корова каждую ночь в нашем дворе стояла».

Перед самым первым весенним выпасом скотина должна была переступить через сковородник, положенный в воротах. Таким образом заговаривали на возвращение скота домой с выпаса. Некоторые обрезали у коров кончик хвоста и прятали в доме, приговаривая: «Как дома хвостик держится, так бы и коровушка держалась».

В день Вешнего Егория не работали, это считалось дурной приметой. Охотники обращались в Егорьев день к святому Георгию с просьбой об удачной охоте.

До праздника «‎Егорий Вешний (Юрьев день)» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎Егорий Вешний (Юрьев день)»