Обжинки

Дата в 2020 году 28 августа 2020 года, Пятница
Церковное название: Приурочен к Успению Пресвятой Богородицы
Значение: Знаменует окончание жатвы
Другие названия: Досевки, Дожинки, Спожинки, Засидки, Овсяница, Складчины, Осенины, Успение, Земля-именинница, Большая Пречистая
Традиции: Празднование в честь последнего снопа, засаливание на зиму огурцов, проведение народного обряда завивания «бороды»

Обжинки – праздник, пришедший из глубины веков. Каждый год именно в этот день 28 августа древние славяне заканчивали полевые работы по уборке злаковых культур. Торжество знаменует окончание большого и важного этапа страды. Праздник считался очень значимым для крестьян, учитывая их уважительное отношение к хлебу и Матери Земле, которая дает урожай. После этого дня наступало молодое бабье лето – время, когда жницы (а на жатве работали в основном женщины) могли немного отдохнуть.

История праздника

История празднования окончания жатвы уходит корнями в глубокое прошлое. Уборка хлеба всегда имела огромное значение для древних славян, поэтому ее завершение они отмечали с размахом, стараясь отблагодарить Высшие силы за посланный урожай.

В разных регионах его отмечали в разное время. Для жителей Древнерусского государства праздник наступал 28 августа, католики отмечали его на две недели раньше (15 августа). Болгары и сербы ждали окончания всех полевых работ и праздновали лишь в конце сентября. А крестьяне южных районов Пруссии устраивали праздник дважды: сначала убрав яровые, а затем злаковые культуры.

Много позже, во времена становления христианства, поклонение языческим идолам постепенно ушло в прошлое. Образ Матери Земли сменила Богородица, по церковному календарю праздновали Успение. Но народные обычаи отмечать завершение жатвы никуда не ушли. Крестьяне по-прежнему широко отмечали праздник, с гуляньями и привычными обрядами.

Традиции и обряды

По традиции жатва заканчивалась к середине августа. Для того, чтобы отблагодарить Матушку Землю за собранный урожай, они устраивали большое празднество. В этот день Земля считалась именинницей и к ней надо было проявлять особое уважение. Запрещалось ходить босиком и втыкать в землю острые предметы – лопаты или колья.

Начинался праздник на поле. К этому дню практически весь урожай был уже собран. Специально оставляли неубранным небольшой участок. Молча, чтобы не спугнуть добрых духов полей, вязали последний сноп. Считалось, что именно в нем духи проведут зиму, поэтому относились к снопу с почтением, наряжали в расписную рубаху и брали с собой в деревню, чтобы он занял почетное место за столом. Духов чтили и берегли, потому что по поверьям они следили за ростом урожая, берегли его от вредителей и поливали дождем.

На поле оставляли несколько колосков. К ним привязывали разноцветные ленты, которые потом заплетали в косу. Обряд назывался «завивание бороды» и был посвящен одному из самых почитаемых древними славянами богов – богу плодородия Велесу. Затем с песнями и частушками отправлялись в деревню, чтобы там продолжить веселье. Самой красивой девушке одевали венок из колосков. Если по дороге в село она встречала пригожего парня, то передавала венок ему.

Праздновали всем миром, расставив столы прямо на улице. Хозяйки пекли караваи и блины из муки нового урожая, варили кашу, которую щедро сдабривали маслом. На столе было сало, свежий мед, яблоки, мучной кисель, пиво и квас. Говядину на стол не ставили, потому что бык олицетворял самого Велеса. От щедрости хозяина зависел его урожай в следующем году, поэтому никто не скупился, на стол ставили самое лучшее. Угощали всех, кто принимал участие в жатве, не забывая нахваливать зерно и благодарить радушных хозяев.

После окончания обильной трапезы женщины отправлялись обратно на поле, чтобы принять участие еще в одном важном обряде. Считалось, что если в это день покататься по жнивью, то Земля вернет силы, которые ушли на сбор урожая. Кроме того, это помогало избавиться от женских хворей и родить крепких и здоровых детей.

Вернувшись в село взрослые расходились по дворам, чтобы продолжить праздник за чаепитием и общением с родственниками. Дети устраивали игры, а молодежь пляски и хороводы. Подготовка к этим гуляниям начиналась задолго до праздника. Молодые девушки тщательно выбирали наряды и прихорашивались. Ведь сразу после обжинок начиналась пора сватовства. Каждая мечтала стать невестой, ведь не дождавшейся сватов в конце лета, приходилось ждать до самого Покрова.

Приметы

  • Если утром этого дня на земле нет заморозков, то еще две недели их можно не ждать.
  • К этому дню пауки наткали много паутины – жди морозную зиму.
  • Увидеть радугу – к продолжительной теплой осени.
  • Ясная, теплая погода в этот день обещает, что вторая половина сентября будет дождливой и ветреной.
  • Если молодое бабье лето (две недели после праздника) будет ясным, теплым, без дождей, то на старое бабье лето ненастье покажет себя в полную силу.

До праздника «‎Обжинки» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎Обжинки»