Марья – зажги снега

Дата в 2020 году 14 апреля 2020 года, Вторник
Церковное название: День Марии Египетской
Значение: Пробуждение сил земли, окончательная победа весны над зимой; почтение памяти святой Марии Египетской
Другие названия: Пробуждение Домового, Пустые щи, Первая встреча пролетья, Марья — зажги снега, заиграй овражки
Традиции: Обман и хитрости в честь домового, жертва водяному, постный день

Марья – зажги снега – это славянский праздник, который так давно существует на стыке древних языческих и христианских традиций, что уже практически невозможно определить, к какому историческому периоду относится та или иная традиционная часть. Отмечают день Марьи Египетской 14 апреля (1 апреля по старому стилю). Праздник этот принято считать народно-христианским (наряду с масленицей, ильиным днем).

История

История праздника лежит в двух культурных пластах – славянской языческой мифологии и христианских преданиях. Согласно славянской языческой традиции, 1 апреля (по старому стилю) к жизни возвращались уснувшие на зиму низшие божества и духи-хранители (домовой, водяной). Низшие божества и духи-хранители почитались славянами и как возможные помощники, и как потенциально опасные существа, которых нужно задабривать.

Также праздник, как народно-славянский праздник весенне-летнего цикла, тесно связан с урожаем. Одно из своих названий, «пустые щи», Марьин день получил потому, что в начале апреля люди переходили на «голодный режим». Продукты, в частности капуста, в погребах заканчивались, похлебка становилась менее питательной. Чтобы заменить капусту, ели щавель, крапиву.

1 апреля воспринимали как окончательную победу весны. Снег сходит окончательно, земля снова приносит свои первые дары.

Христианство принесло в праздник другую специфику. Первый день апреля у христиан – день почитания святой Марьи Египетской, покровительницы всех раскаявшихся. Символически, отпущение грехов и духовное обновление, связанное с христианским преданием о раскаявшейся и прощеной блуднице, ставшей святой, очень совпало по настроению с праздником «пролетья», окончательного триумфа весны и жизни над зимой и смертью у язычников. Христиане праздновали обновление, отречение от греха, постились.

История Марии Египетской, после раскаяния 50 лет прожившей в пустыне искупая грехи, хорошо гармонировала с необходимостью переживать трудные времена со скудными запасами. Так языческая и христианская основы праздников гармонично дополнили друг друга, стали сосуществовать как народно-христианское празднество.

Традиции и обряды

Большая часть традиций и обрядов связана со славянско-языческой основой, поскольку язычество более склонно к ритуалам.

Два основных ритуальных действия связаны с задабриванием домового и жертвой водяному.

Согласно представлениям славян, домовой – это не только помощник, но и типичный трикстер, обманщик. Хитрость и изворотливость помогают ему вести хозяйство, поэтому 1 апреля эти качества восславлялись:

  • Девушки обманывали число людей, кратное 3 (3, 6,9), чтобы им повезло в браке;
  • Если обмануть 12 людей, по количеству месяцев в году, то все 12 месяцев хозяйство будет крепким;
  • Если тебя не сумели обмануть, то будешь успешен в торговле;
  • Кто из супругов первым успел обмануть второго, тот будет верховодить в семье весь год.

Водяному приносили в жертву коня, чтобы сильно не лютовал, а к воде в этот день подходить боялись.

Приметы

Приметы на Марью-заиграй овражки были напрямую связаны с климатическими условиями лета. Славяне пытались спрогнозировать, каким будет урожай:

  • «Тихая» гроза, только со вспышками, без раскатов грома, в Марьин день к лету не дождливому, даже засушливому;
  • Если лед у берегов лежит или снега много не стаяло, то это к тяжелому году (земля долго спала и не будет такой плодоносной).

До праздника «‎Марья – зажги снега» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎Марья – зажги снега»